Полезная информация

Пользователи
1
Материалы
689
Кол-во просмотров материалов
637538

Основание села

В полукилометре выше от слияния реки Бурунчи с рекой Большой Ик на кромке надпойменной террасы стоит село Бурунча. Село образовалось в 1791 году.

Среди жителей села Бурунча бытует легенда, что река названа по имени девушки – башкирки, утонувшей в реке во время весеннего половодья, а потом от гидронима пошло наименование села. Исторические документы свидетельствуют, что еще до основания Бурунчи по берегам реки кочевали башкиры, которые, возможно, на ее берегах имели и свои поселения. Поэтому, основываясь на этих данных и легенде об утонувшей девушке, можно предположить, что на месте Бурунчи или поблизости от нее существует башкирское село. Происхождение топонима Бурунча лингвисты – тюркологи связывают с башкирским словом «бурылса», в котором бурыл – масть лошади – чалый, а са – уменьшительный (ласкательный) суффикс. Таким образом, барылса в русской трансформации слова соответствует русскому – чалко, чалка.

Основываясь на архивных документах Н. Чернавский в книге «Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем» (Оренбург,1900 год, стр. 58) писал, что село Бурунча основал в 1791 году генерал – лейтенант Мансуров, поселив в нем своих крепостных крестьян из Бузулукского уезда Самарской губернии.

БУРУНЧА — с. в Саракташ. р-не Оренб. обл. В этом же р-не есть Бурунча —рч., пр. Бол. Ика. Название, возможно, происходит от башк. б у рыл 'чалый (масть лошади' с афф. -са.. По сведениям информантов по берегам реки Бурунча кочевали башкиры. Основываясь на данные архивных документов, Н. Чернавский в книге «Оренбургская епархия в прошлом и настоящем» (Оренбург, 1900. — С. 58.) писал, что село Бурунчу основал в 1791 г. Мансуров, поселив в нем своих крепостных крестьян из Бузулукского уезда Самарской губернии. Первоначально деревня именовалась Александровский. В материалах 5 ревизии отмечается, что «сельцо Сапасское с дер. Александровской владения подполковника и кавалера Александра Павловича Мансурова. Здесь же даны топонимы рч. Бурунча, овраг Александровского. Первоначально село называлось еще и по имени генерала Александровкой.

Устье реки Бурунчи для основания деревни выбрано не случайно. Место это оказалось весьма благоприятным во многих отношениях. В пойме реки Большого Ика приречные леса и заливные луга, а вверх по Бурунче, тогда полноводной, омутистой и рыбной, простирались привольные степи с черноземными почвами.

В 1796 году было проведено межевание деревни (до строительства церкви село относилось к категории деревни), то есть нарезка земельных угодий. По данным 5й ревизской сказки (переписи) в Бурунче числилось 15 дворов, в которых проживало 58 мужчин и 73 женщины. Деревня являлась владением генерал-лейтенанта Александра Павловича Мансурова.

 

История Бурунчи в XIX веке

Из переписи 1799 года видно, что в численности дворов и жителей Бурунчи изменений не произошло, если не считать, что мужское население увеличилось на одного человека. Сама же деревня перешла во владение подполковницы Анны Николаевой, по мужу Мансуровой.

В документах 1811 года значится сельцо Богдановка, принадлежащее коллежскому асессору Андрею Ивановичу Сапожникову. За ним числилось 3 человека дворовых (мужчин), купленных 1800-1803 годах и 12 крестьян (тоже мужчин), купленных в 1811 году.

В 1816 году сельцо принадлежало ему же, а проживало в нем 8 семейств (15 мужчин и 21 женщина). Кроме этих жителей во владении числился дворовый человек, новокрещеный каракалпак по имени Михайла Львов. К 1834 году владение Бурунчой перешло к дочери Любови Александровне. А сельцо Богдановка в этом году принадлежало Настасье Алексеевне Сапожниковой (перешло по наследству мужа). За владелицей Богдановки числилось 6 крепостных семейств (16 мужчин, 13 женщин). Располагалась Богдановка по левому берегу реки «Бурунчи» и вплоть до 60х годов XX в. считалось самостоятельным населенным пунктом. Теперь же она и Бурунча числится одним селом.

Дворы Бурунчи располагались по правому берегу реки в один порядок (до 60х годов XX века). Являясь крепостными, крестьяне Бурунчи и Богдановки влачили жалкое существование. Их земельные наделы были мизерными, не обеспечивали семьи хлебом и на полгода. Появление мяса на столе крепостной семьи являлось исключительной редкостью. Трудились крепостные в буквальном смысле слова от зари до зари. Существовала барщина, при которой только два дня в неделю крепостной имел право трудиться на своей полоске. Остальные дни гнул спину на барина. Орудия труда были примитивными. Пахали сохой, убирали хлеб серпами, молотили цепами.

Одежду крестьяне шили из самотканого холста, обувались в лапти. Для праздничной одежды ткали полона из тонких нитей. Среди бурунчинских ткачих были подлинные мастерицы. Большим горем, непоправимой бедой для крестьянской семьи была потеря лошади или коровы. Да и не в каждом дворе они имелись.

В середине XIX века стало очевидным, что крепостное право в России тормозит ее экономическое развитие. Особенно подтвердило эту тенденцию поражение русского самодержавия в Крымской войне 1853-1856 годов. В складывающейся революционной ситуации царское правительство вынуждено было осуществить отмену крепостного права. 5 марта 1861 года были опубликованы «Положения» (от 19 февраля 1861 года), согласно которым помещичья собственность на землю сохранялась. Помещики лишь выделяли крестьянам земельные наделы, главным образом из неудобных земель, за которые к тому же крестьяне должны были выплачивать платежи. Полученные наделы не давали хороших урожаев. И выплачивать за землю было нечем. Крестьяне были вынуждены идти на поклон к тому же барину. Землепользование было явно несправедливым. Так в 1861 году в зависимости от числа душ в семье, крестьянский надел составлял от 1,7 до 5 десятин, а помещик А.Э. Эверсман имел 2000 десятин и 50 десятин лесных угодий.

Таким образом, крестьянская реформа не улучшила состояние крестьян. Обозначился даже отток крестьян из Бурунчи. Если в1862 году в деревне числилось 80 дворов (из них 7 дворовых и 4 военных) с 521 жителем (246 мужчин и 275 женщин), то в1866 году дворов в Бурунче стало 3 меньше, а жителей сократилось на75 человек.

Лишь через 100 лет на 1892-1893 учебный год как сообщалось в 4 номере «Оренбургских епархиальных ведомостей» за 1895 год в Бурунче открылась школа грамоты с одним учителем на 20-30 учащихся. Занятия велись в здании, расположенном на месте, в настоящее время именующемся Попова Горка.

В пореформенное время в России началось довольно быстрое расслоение крестьян, не составила исключения и Бурунча. К концу XIX в. в деревне появились не только середняцкие, но и кулацкие хозяйства. Основная же масса жителей оставалась обездоленной. По-прежнему тяжелым хомутом на крестьянах висели выкупные платежи за землю. К 1-ому января 1896 за бурунчинскими крестьянами накопилось недоимок на сумму 6615 рублей 78 копеек, то есть в 6 раз больше самих окладов. Даже при условии распродажи всего движимого и недвижимого имущества крестьяне не смогли бы рассчитаться с долгами. Положение создалось критическое. Министру финансов пришлось предоставить отсрочку выплаты недоимок на 10 лет.

В конце XIX века из-за недостатка земли на Украине и в центральных губерниях России началось массовое переселение крестьян. Переселенцы добирались и до Оренбуржья, где основывали новые населенные пункты или поселялись уже в существующие села.

За счет переселенцев начала расти и Бурунча. В «Списках населенных мест Оренбургской губернии», изданных в 1901 году в Оренбурге, Бурунча значится селом, в котором числилось 118 дворов и 824 жителя, здесь имелись деревянная церковь, деревянная школа и водяная мельница о двух поставах.

 

Бурное начало XX века

В XX век в России начался подъемом революционного движения, вылившегося в первую революцию. Волновались и крестьянские массы, в том числе и в Оренбуржье. Особенно сильным выступлением крестьян выделялась Спасская волость. В Бурунче существовал тайный крестьянский кружок, руководимый местным священником Крушинским. В 1906 году был арестован и сослан в Сибирь. Революционно-настроенные крестьяне Бурунчи проявляли солидарность с восставшими крестьянами Спасского и других окрестных сел. Крестьянское движение в волости оказалось подавленным. Взаимоотношения у крестьян с помещиками продолжали оставаться обостренными. Вот один из характерных примеров. Во время молотьбы хлеба конной молотилкой в помещичьей экономии, молодая крестьянка получила серьезную травму. Целый день она пролежала на току, так как барин не давал подводу, чтобы доставить ее в больницу, находившуюся в Ташле за 60 верст. Об этом случае 26 мая 1906 года сообщила газета «Оренбургский край». Многие мужчины из Бурунчи и Богдановки переносили тяготы и лишения окопной жизни во время империалистической войны, начавшейся в 1914 году. Война для них, как и для всего русского народа, стала ненавистной. А результатом большевистской агитации являлось пробуждение у них сознаний в необходимости покончить с войной. Одобрительно в Бурунче и Богдановке восприняли сообщение социалистической революции и переходе власти к народу. В селе прошли манифестации, митинги, на которых горячо обсуждали декреты о Земле и Мире. Однако надежды зажить новой жизнью, о которой долгие годы только мечталось, оборвались. В Оренбуржье началась гражданская война. Многим бурунчинцам пришлось с оружием в руках отстаивать Советскую власть. В их числе находились Ларион Высоцкий, Михаил Елфимов, Пантелей Трофимов. В сложных экономических условиях создавалась новая жизнь в Бурунче и Богдановке, освобожденных от колчаковцев и дутовцев в августе 1919 года.

Бурунчинский сельсовет был основан в1918 г., и с 1918г. по 1923 г. входил в состав Ново-Михайловской волости Оренбургского округа Средне-Волжского края. Затем Совет перевели в состав Спасской волости.

Борьбу бурунчинцев за упрочнение Советской власти и подъем сельского хозяйства возглавил сельский Совет и Комитет бедноты, а затем созданная в 1920 году партийная ячейка во главе с Харитоном Федотовичем Чушкиным, вступившим в РКП(б) 1 июля 1919 года. Активную работу в ячейке вел и его брат Онуфрий. Несколько позднее в селе создается комсомольская ячейка. В числе самых активных комсомольцев считались Егор Иванов, Петр Старостин, Василий Антонов.

С 1924 года вновь стала работать школа. Комсомольцы открыли избу - читальню, в которой читались лекции, проводили беседы, устраивались громкие читки газет и книг. Стала развиваться художественная самодеятельность, внедрялись вместо прежних крестин – октябрины, свадьбы без венчания и другие советские обряды. Стали вовлекаться в общественную работу женщины. Газета «Советская степь» за 25 ноября 1924 года сообщала об избрании двух женщин в Бурунчинский совет.

Год за годом поднимались крестьянские хозяйства. Но становилось очевидным, что настало время переходить от единоличного хозяйства к коллективному. Так в 1929 году в Бурунче создается ТОЗ (товарищество по совместимой обработке земли), а в 1930 колхоз, названный «Красное знамя». В Богдановке появился свой колхоз «Красная Нива». Начался процесс раскулачилачивания. Появились первые трактора. Их водили трактористы: Михаил и Сергей Науменковы. Вместе с ними работали на тракторах девушки Полина Чушкина, Аксинья Науменкова. За штурвалом степного корабля - комбайна стоял Пантелей Ермаков, Степан Иванов – первым из односельчан сел за руль автомашины.

Школа в селе до 1938 г. была четырехлетней начальная. В 1939 г. к школе была сделана пристройка, открылись новые классы. Заведующий школой был Маштаков С.. Первым директором стал Мартыненко Иван Артемович. В Бурунчинскую уже семилетнюю школу стали поступать ученики из Первомайки, Ново-Михайловки, Широкого Брода, Полтавки, Мальги.

 

Великая Отечественная война

К 1941 году село Бурунча представляло собой среднее по размерам село. Учитывая соседство деревни Богдановки (которое располагалось за рекой и до 60-х годов именовалось самостоятельной деревней) здесь и далее данные будут разделяться. Село Бурунча и деревня Богдановка входили в один сельский совет - Бурунчинский, а вот колхозы были разные. Богдановка – «Красная Нива», Бурунча – «Красное Знамя». На 1941 год по данным хозяйственных книг в нашем селе проживало743 жителя (это и мужчины, женщины, пожилые люди, дети). В Богдановке 316 человек. По данным за 1943 год в Бурунче было 126 дворов, 443 жителя (34 мужчины, 159 женщин, 50 подросток), в Богдановке соответственно 54 двора, 189 жителей (3мужчины, 46 женщин, 31 подросток). Кроме Бурунчи и Богдановки в Бурунчинский сельсовет входили Ново-Михайловка, Полтавка, Макарьевка, деревню Михайловка, хутора Лагерный, Биг-Бай, Первомайка.

С началом войны мужчины стали уходить на фронт. Уйдя на фронт, наши солдаты оставили в тылу своих жен и невест, детей и родителей. Именно на хрупких плечах женщин, подростков, детей легла забота о родном селе, о хозяйстве.

У нас имеются данные по колхозам за 1943 год. Но это сухие цифры, которые не дают полноты сельской жизни в суровое для страны время. Время, когда каждый жертвовал последние силы на то чтобы накормить солдат, воюющих с врагом.

Вот оно величие подвига народа и вклад сельчан в дело Победы. Благодаря трудовому подвигу сельчан солдат на фронте, как правило, не испытывал трудностей в продовольствии.

В то время как наши односельчане сеяли, пахали и собирали урожай, за сотни километров от них на фронтах Великой Отечественной войны сражались фронтовики наши односельчане.

322 наших земляка не вернулись домой. Это не только жители села Бурунча, а жители Ново-Михайловки, Полтавки, Макарьевки, Богдановки, деревень Михайловка, хуторов Лагерный, Биг-Бай, Первомайка.

Момзикова Василина Игнатьевна в 1942 году получила похоронку на мужа. Он погиб под Калугой. Лишь после войны, в 1967 году Василисе Игнатьевне удалось побывать на братской могиле, в которой похоронен ее муж. Не вернулся с фронта первый муж Чугуновой Просковьи Яковлевны Пирогов И.Н.. Пропал без вести муж Коротковой Акулины Логановны. Фролова Александра Ильинична в 1943 г. получила похоронку на мужа, который пал смертью храбрых в городе Иваново.

Пять девушек из наших сел ушли на фронт: Вера Макаровна Калинина (с. Новомихайловка), Антонина Пантелеевна Борисова (х. Перомайский), Анастасия Петровна Тращагина (с. Бурунча), Анна Семеновна Москалева (с. Бурунча), Мария Ивановна Лазутина (с. Новомихайловка).

В 1975 году на празднование 30-летия Дня Победы собрались ветераны Великой Отечественно войны – 31 ветеран. На сегодняшний день у нас в селе проживает один ветеран Великой Отечественной войны - Степанов Михаил Макарович.

 

Село Бурунча сегодня

После войны наше село развивалось и расширялось. Асфальтировались дороги, появились новые двухквартирные дома, детский сад, медицинская амбулатория, сельский магазин, новое здание правления колхоза, газифицированы дома сельчан. Построены новые предприятия: хлебопекарня, маслобойня, мельница, зернохранилища, модернизировалось производство, и закупалась новая техника.

На сегодняшний день в нашем селе проживает 440 жителей. Колхоз переживает трудные времена. Но село живет, пока в нем живут люди и о нем помнят.